ЗИС въезде в Буздяк символ прошлой эпохи
ЗИС символ прошлой эпохи
  • пн, 15/07/2013 - 14:04

При въезде в Буздяк обращает на себя один удивительный экспонат – это машина ЗИС как символ прошлой эпохи. "Перед вами - страница автомобильной истории Башкортостана. Истории, во многом неизвестной, но уже утраченной. Судьба этого грузовика полна противоречий. Упоминаний о нем нет даже в справочниках, хотя таких машин выпустили в свое время 192 тысячи. Еще за полгода их производства Совмин СССР уже принял решение о прекращении его выпуска(!), однако грузовик Урал «ЗИС-355М» продержался на конвейере семь лет. Он почти не встречался в европейской части СССР, а поступал в основном в Предуралье и за Урал. Полвека назад в соседней Челябинской области, в Миассе, на заводе «Урал-ЗИС» создали новую модель -«Урал-ЗИС» -355М. По сути, это был обновленный ЗИС-5-легендарный «Захар», прошедший всю войну. Машина получила долгожданную отапливаемую кабину, новую внешность и мощный двигатель, сохранив при этом простоту и безотказность. Но выпускали его недолго - уже «просились» на конвейер новые трехосные «Уралы». И все же «УралЗИС-355М» успел завоевать высокую репутацию своей надежностью, выносливостью, проходимостью. «Машина великолепная, говорили шоферы, по любой грязи тянет, сколько ни нагрузишь (хоть 4, хоть 5 тонн!), безотказная. А движок - 95 л.с. - вообще «зверь». Этот грузовик называли по-разному. По ходовым качествам он превзошел своих «ровесников» ГАЗ-51 и ЗИЛ-164, но лишь количеством не мог тягаться с их миллионами. «Поспорить» с «эмкой» мог разве что «Студебекер»-отличный грузовик, поставлявшийся в войну из США, а затем «сосланный» сюда же. Наглядное представление о машине дает кинокомедия «Джентльмены удачи»- это автоцистерна «цемент», в которой герои бегут из заключения. В Башкирию первые «Урал ЗИС-355М» поступили еще в 1958 г., а чуть позже использовались здесь весьма широко. Не был исключением и Буздякский район. Эти машины обслуживали сельское хозяйство, торговые и пищевые предприятия, организации. В Буздяке они имелись в ПМК и ДРСУ, на молочном и хлебозаводах,нефтебазе, консервном и кирпичном заводах, в райпо и на межрайбазе, в РТП и коммунальном хозяйстве. В АТП эти 3,5-тонные машины иногда переделывали в тягачи или лесовозы, тянувшие полуприцепы до 8 тонн(!), что давало большую прибыль. Часто проносились они, громыхая, по улицам Буздяка: в уборочную выстраивались в очереди у элеватора; совершали рейсы в Давлеканово, Туймазы, Уфу; добросовестно трудились во многих хозяйствах района. Еще в 1970-х годах темно-зеленые «УралЗИСы» встречались на дорогах района. Неизбалованные вниманием, они служили долго и ушли незаметно. Время сделало своедело: сейчас от этих славных машин не осталось буквально ничего - ни уцелевших экземпляров, ни даже фотографий... Лишь изредка «оживает» «УралЗИС -355М» в воспоминаниях старых шоферов.

Метка: 
Категории: 


Похожие статьи